Содержание
- 1.Фишки и особенности подготовки к написанию текста
- 2.Приемы, используемые при написании текста
- 3.Приемы редактуры материала
Фишки до написания текста – особенности подготовки
Фишки до написания текста – особенности подготовки
1)Пропишите каждый блок структуры текста
Помимо удобства «для себя» такой план вы можете согласовать с заказчиком. А ежели работаете в команде, например, с seo-специалистом или контент-менеджером, то и им не помешает потратить пару минуток на ознакомление, после чего выжать из себя утвердительный кивок.
Шпаргалка: До начала работы с текстом прописываем его структуру. Она содержит название смыслового блока, название подзаголовка, иерархию и планируемый размер текста.
2)Проработайте идейную концепцию текста
1.Польза
Просто так никто ничего не делает – у каждого должна быть определенная мотивация. Когда речь заходит о статье, то люди, как правило, хотят:
- решить повседневный вопрос;
- изучить новое ремесло;
- узнать план действий для того или иного случая.
Звучит просто, но на деле авторы частенько отступают от первоначальной цели и начинают рассказывать либо не о том, либо подают это с минимальной пользой для человека по ту сторону экрана. Так что давайте ответим на вопрос, выделим идею – ЗАПИШЕМ ЕЕ где-нибудь на первой страничке красным шрифтом и будем возвращаться к ней по ходу написания текста, чтобы не забыть. А вот и польза данной статьи, которая прописана у меня в самом начале подготовительного этапа:
2.Обертка
Еще один пример – рекламное объявление Джозефа Шугермана. В нем великий копирайтер вместо того, чтобы просто попытаться втюхнуть людям программу по игре в шахматы обернул все это… в великое противостояние машины с 12-м чемпионом мира по шахматам – Анатолием Карповым. Как-никак, если та компьютерная мозгопрограмма одолела такого титулованного человека, то представьте, как она сможет натаскать вас в знаменитой игре. Да и само объявление поначалу выглядело как новостная статья, а первые абзацы действительно были вчистую посвящены противостоянию. Вот так вот.
На самом деле, пункт обертки не такой уж и обязательный, но эффект, который он производит – выше всяких похвал. Вовлечение в таких материалах выходит на абсолютно иной уровень.
3)Заголовок и лид – оставляем на десерт
– Окей, тогда попробуем лид.
И все равно не получается. Настроение уже ни к черту, писать ничего не хочется, да и время какое-никакое ушло. Так вот, если у вас так же – то это абсолютно нормальная ситуация. Да-да. Все дело в сути заголовка и лида – задача этих элементов обобщить весь тексты выделить из него главные мысли и смыслы. А ежели текст у вас еще не написан, то как выделять главное? Вот и оно.
Поэтому, как только сели за текст – пропускаем к фениксам собачьим Заголовок и Лид, а начинаем работать с 3-4 пунктом текста. К этим же двум негодникам возвращаемся лишь по окончании черновой работы со всеми остальными структурными пунктами. Лично мне всегда помогает такой подход; для продающего текста я создаю более подходящие заголовки с лидами + экономлю свое время.
Приемы при написании текста
Приемы при написании текста
1)Выгоды+преимущества
Итак:
Преимущество – конкурентное отличие вашего продукта от конкурентов.
Выгода – как ваш продукт закрывает потребность покупателей.
Для наглядности рассмотрим примеры:
Преимущество товара: утепленная стелька, которая делает ботинки теплыми даже при -38 градусах по Цельсию.
Выгода товара: В этих стельках из верблюжьего войлока ваши ноги не замерзнут и за 3-х часовую прогулку в -38 градуса по Цельсию!
Почему-то большинство экспертов взяло моду говорить, что, мол, суйте направо и налево выгоды и будут вам продажи. Но про связку выгоды+преимущества как-то сильно и не распространяются, хотя прием этот очень мощный и смотрится гораздо лучше, нежели одна простая выгода.
2)Подошва изготовлена из сверхпрочного полипропилена; как минимум 4 сезона вам не надо обращаться за ремонтом подошвы или покупкой новой обуви. Если, конечно, эти ботинки не стали вам малы
3)Натуральная кожа легко очищается. Просто протрите сапоги влажной губкой, и они снова будут выглядеть как новые
2)Обращение к читателю
Но шутки шутками, а такой подход действительно работает. Каждый слушатель чувствует, что спикер обращается не только ко всей серой массе, но также индивидуально к нему. А это заметно повышает лояльность и вовлечение. В тексте действует похожее правило: вот у вас есть аудитория (порой в десятки тысяч человек), которой вы вещаете. Что нужно сделать? Правильно, иногда касаться каждого читателя словами. А учитывая то, что многие из них чутка похожи, имеют схожий опыт, переживания (ибо наш текст читает по большей части именно целевая аудитория) – то мы можем, правильно обращаясь ко всем, попасть в яблочко для многих.
Теперь переходим к практике. Что нам нужно сделать, чтобы коснуться большего числа людей? Просто:
2)Вовлекайте своих читателей: вспомните, посмотрите, наверняка вы знаете, уже попили чай и отдохнули – тогда продолжаем?
3)Разделяйте ценности аудитории:
-
Мы ведь с вами хотим, чтобы наша ванная после очистки сверкала как новая, верно?
-
Мы уважаем ваше время, но заучить эту информацию – ваша прямая обязанность. Без этого никак.
-
Мы ведь с вами хотим, чтобы наша ванная после очистки сверкала как новая, верно?
-
Мы уважаем ваше время, но заучить эту информацию – ваша прямая обязанность. Без этого никак.
3)Сочетаем факты и эмоции
Сочетайте эти 2 стиля – свойства продукта подкрепляйте эмоциями, которые те могут обеспечить. Приводите реальные ситуации, в которых продукт может быть полезен. Расскажите о количестве сертификатов, учеников, лет опыта работы ваших специалистов. Пробуйте сделать так, чтобы текст был как информативным, так живым.
Хорошо, но если быть точнее, то в какой именно пропорции это будет смотреться лучше всего? Я же отвечу: зависит от аудитории. И от пола в частности. Для женщин лучше себя показывают рекламные тексты с преобладанием эмоций, а для мужчин – фактов. Но если ваши аудитории:
А)Женщины от 30 лет – доценты и кандидаты математических наук
Б)Парни от 18 до 25 лет – сотрудники парка развлечений
То стараемся сделать равно наоборот. Еще один момент – сам продукт и его суть. Если это вещь первой необходимости, например, школьный костюм для ребенка, то здесь будут важны цена, размеры, соответствие уставу школы. То бишь факты. Если же речь идет о костюме на Хэллоуин, то первостепенными будут наполненные страхом глаза, визуализация, цвета, восторг на лице ребенка в этом самом костюме. То есть эмоции.
Поэтому рекомендую вам мысленно представить этакую шкалу с ползунком, по которой вы настраиваете идеальную пропорцию рационального и эмоционального подходов в своем рекламном тексте.
4)Читателей ставим в приоритет
И вот вы усаживаетесь в первый ряд, выключаете телефон (чтобы не дай Бог никто не отвлекал), выпиваете 3-ю чашку кофе – надо же быть максимально собранным и бодрым. И тут выходит мудрец, который сначала рассказывает вам об их компании: сколько там человек и как все утроено. Потом говорит, как он рад здесь выступать. Далее решает вспомнить слезливую историю из своей жизни, а потом… потом рассказывает пару кейсов чисто под их компанию, которые другим и не подойдут вовсе. Которые другим будут бесполезны.
Так вот встречу я вас после этого выступления слегка морозным вечерком и спрошу:
–Ну как, понравилось? Много полезного было?
Думаю, вы ответите отрицательно. А может и вовсе пошлете куда подальше, мы ведь с вами даже не знакомы) Однако же суть остается прежней: спикер все выступление говорил о себе и о своей компании. Зато ваши интересы он почти не затронул. В тексте история похожая. Откройте 10 разных сайтов в поиске – в 8-9 случаях там будет классика в виде:
–НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ получают 7,5 дипломов в час от эксперта по копирайтингу Фенечки и не только
–ВИДЕЛИ РАБОТЫ НАШЕЙ КОМПАНИИ? МЫ делаем все идеально
–Мы покрасим гребень ВАШЕГО феникса в неоновый цвет. Уверены, что ОН будет смотреться бесподобно!
–ВЫ получаете только качественные фейерверки. 7,5 дипломов в час каждого нашего эксперта тому гарантия. Их все ВЫ можете посмотреть в галерее дипломов
–Ознакомьтесь с работами нашей компании. Поверьте, ВАМ сделаем еще лучше
Итог: снижаем концентрацию «МЫ» в тексте; повышаем концентрацию «ВЫ».
Приемы редактуры текста
Приемы редактуры текста
1)Следим за ритмом текста
Суть ритмичности текста: не дать читателю заснуть и поддерживать его бодрый настрой на чтение.
Практическая реализация ритмичности текста: пишем предложения разной длины. Не одни лишь длинные и одни короткие, а чередуем.
Пример: Давайте напишем предложение. Где-то в 4 слова. Потом берем чуть больше – например, 7 слов. Ну а потом мы решаем разразиться довольно громоздкой историей с эмоциями, восклицанием и огненными страстями в 18 слов. А потом опять на спад – давайте оформим мысль в 11 слов. И такое чередование помогает людям читать текст дольше и меньше уставать. Да и выглядит он более живым, что ли.
Хорошо, как такой текст создать? Самый простой вариант – оформить вставки с коротенькими предложениями в 2-5 слов между основным текстом. Давайте возьмем интересный текст за основу и потренируемся:
«Многие мифологи и историки считают, что первым о фениксе упомянул Геродот в V веке до н.э., однако египтяне упоминали феникса Бенну изначально, еще до сотворения мира. Изначально существовал Атум, который в следствии событий, описанных нами в статье о Ра, создал птицу-феникса Бенну, который породил яйцо в форме лотоса. И когда яйцо раскрылось, то образовался божественный свет, с которым слился Атум. Так он преобразился и стал Амоном-Ра.”
Текст небольшой, но читается тяжело, согласитесь. Давайте исправлять. Вставим, как и говорилось, коротенькие предложения на стыках:
«Многие мифологи и историки считают, что первым о фениксе упомянул Геродот в V веке до н.э., однако египтяне упоминали феникса Бенну. Причем появился он еще до сотворения мира. Изначально существовал Атум, который в следствии событий, описанных нами в статье о Ра, создал птицу-феникса Бенну, который породил яйцо. Яйцо в форме лотоса. И когда яйцо раскрылось, то образовался божественный свет, с которым слился Атум. Так он преобразился и стал Амоном-Ра.”
2)Проверяем связанность предложений и абзацев
1.Вводные слова
2.Связки «предмет-он/она»
Как видите, комбинация «Фенечка+она» сработала, и в предложениях прослеживается связь без вводного слова. Также я мог заменить «она» на «эта птица», «уж этот наставник» и т. д. Главное, чтобы прослеживалась связь.
3.Знаки препинания
Или же разгоняем повествование, делаем многозначительную паузу через многоточие и… продолжаем мысль.
Что же касается абзацев, то стараемся не перегружать их, а также не писать по строчке как в Инстаграме. Нужна золотая середина, а, главное – законченные мысли в абзаце.
3)Опускаем бесполезный текст
Итак, здесь я не буду подробно говорить о вводных, оценках, абстракциях, стоп-словах, с которыми надо уметь работать. Предлагаю вывести одно общее и простое правило:
«Все, что не приносит пользу – удаляем/сокращаем»
Заключение
Заключение